ГлавнаяНовости → Резолюция Всероссийского сетевого форума с международным участием "Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства"

Резолюция Всероссийского сетевого форума с международным участием "Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства"

Опубликовано

13 – 14 ноября 2017 года в Москве состоялся Всероссийский сетевой форум с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства» (далее – Форум).

Организаторами Форума выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Соорганизаторы Форума: Благотворительный фонд «Арифметика добра», Фонд профилактики социального сиротства, Психологический институт Российской  Академии образования, Московский педагогический государственный университет.

Форум прошел при поддержке и участии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Международной общественной благотворительной организации (с консультативным статусом при ЭКОСОС ООН) «Центр народной помощи Благовест», Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, Педагогической Ассоциации «Педагог XXI века», Ассоциации индустрии детских товаров.

Информационными партнерами Форума стали: социальный навигатор МИА «Россия сегодня», Агентство социальной информации, «Учительская газета», портал мониторинга реализации Национальной стратегии действий в интересах детей мониторингсид.рф, портал психологических изданий Psyjournals.ru, информационный портал «Детская психология для специалистов» Сhildpsy.ru.

В Форуме приняло участие более тысячи человек: члены Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2917 годы, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, российские и зарубежные специалисты и эксперты в области детства, представители профессионального образования, операторы региональных стратегий действий в интересах детей, представители социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества, кровные и приемные родители, молодые люди и дети, включая воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в приёмных семьях и организациях для детей-сирот.

Сетевой форум объединил семь дискуссионных площадок по разным стратегическим направлениям Национальной стратегии, позволил провести оценку итогов реализации Национальной стратегии, выявить новые вызовы и проблемы, которые требуют решения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, обеспечивая преемственность Национальной стратегии и Десятилетия детства. В рамках дискуссионной площадки «Голос ребёнка – учёт мнения ребёнка при принятии решений, затрагивающих его интересы»  прошла отдельная секция подростков и молодых людей, которые подготовили предложения для формирования мероприятий Десятилетия Детства.

Дискуссионные площадки Форума прошли на базе Общественной Палаты, Аналитического центра при правительстве РФ, в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив, Благотворительного фонда «Арифметика добра», Московском государственном психолого-педагогическом университете, Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Обсуждение на всех площадках транслировалось в интернете.

Пленарное заседание, в котором приняли участие заместители министров - основные исполнители Национальной стратегии, прошло в открытом интерактивном режиме в информационном центре «Россия сегодня». Форуму была присуща предельная открытость и доступность в выражении мнения участников.

Участники Форума отметили, что главное, что сделала Национальная стратегия – объединила вокруг ребенка и его семьи усилия всех ведомств, специалистов, гражданского сообщества для решения проблем детства, отвечая на изменяющиеся вызовы времени.

В Форуме принимали участие специалисты из разных стран (Финляндия, Германия, Словения и др.). Эксперты Всемирного банка представили итоги проведенного исследования эффективных практик по защите прав детей во многих странах, включая бывшие страны СНГ. Выступления зарубежных участников позволили увидеть, как аналогичные проблемы решаются в разных странах, сравнить результаты, обменяться социальными практиками.

Проведённое сравнение показало, что по многим показателям Россия достигла существенных результатов. Зарубежные эксперты отметили эффективные инновации российской практики: программа материнского капитала, обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жильем, создание условий для академической реабилитации и получения образования детьми, находящимися на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений, политика активной пропаганды традиционных семейных ценностей. Пропаганда ведется через родительский всеобуч, региональные и всероссийские конкурсы семей года по разным номинациям, публичное поощрение лучших семей, присвоение наград «Родительская слава», «Родительская доблесть» и других.

Создана Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (далее – НРА), крупнейшее объединение родителей из 80 регионов России, главными направлениями работы которой являются родительское просвещение, родительское творчество и родительская экспертиза.

Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводятся конкурсы городов России, доброжелательных к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (467 городов России из всех федеральных округов России).

Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко проводятся Всероссийские конкурсы для организаций, работающих в сфере защиты детства, «Семейный фарватер» и «Курс на семью», целью которых является поддержка и продвижение лучших практик с доказанной эффективностью по работе с семьей и детьми, направленных на деинституционализацию и профилактику социального сиротства. Кроме того, Фонд продвигает необходимость участия детей в процессе принятия решений, при проведении мониторинга и оценки программ и проектов, направленных на улучшение их благополучия. С 2015 года проводится Всероссийский конкурс «Наши истории», в рамках которого приёмные дети и родители делятся своими историями и помогают изменить негативные стереотипы в отношении приёмного родительства.

Участниками Форума были отмечены ключевые достижения России в рамках реализации Национальной стратегии, в том числе:

увеличение численности детского населения за пять лет на 12 % (2017 г. – 29 млн. детей);

беспрецедентное снижение численности детей в организациях для детей-сирот - за последние 10 лет численность детей-сирот в государственном банке данных о детях сократилась  в 3 раза с 186 тысяч до 56,6 тысячи за счет возврата детей в кровные семьи и передачи их на семейные формы воспитания и усыновление и вследствие этого закрытие, реорганизация, перепрофилирование детских домов;

постепенное ежегодное сокращение численности выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (общее сокращение за весь период действия Нацстратегии в целом по России составило 30%);

уменьшение за последние 5 лет на 27% числа детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель. Это свидетельствует о том, что лишение родителей  родительских прав становится крайней мерой;

стабильное сокращение численности детей, от которых матери отказались при рождении (общее сокращение за весь период действия Нацстратегии составило 40%);

сокращение  численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (общее сокращение за весь период действия Нацстратегии составило 30%);

обеспечение 100% доступности дошкольного образования детей с 3-х лет. В 2017 г. 80 % детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих специальных условий, охвачены дошкольным образованием;

открытие в 10 субъектах Российской Федерации пилотных площадок по отработке инновационной модели обучения длительно и тяжело больных детей, проходящих лечение в стационарах медицинских организаций, академической реабилитации и помощи членам их семей;

увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 % – на бесплатной основе;

сокращение числа подростковых суицидов (по данным Росстата в 2011 г. покончили с собой – 1454 детей и подростков в возрасте 5–19 лет, в 2016 г. ушли из жизни в результате самоубийства 720 человек). С 1 января 2017 г. Роскомнадзор заблокировал более 10 тыс. групп и личных страниц, содержащих информацию о способах самоубийств и призывов к самоубийствам;

снижение младенческой смертности. В 2016 г. были достигнуты исторические минимумы в показателях материнской, младенческой и детской смертности. Россия выполнила четвертую и пятую цели развития тысячелетия (программа ООН). Младенческая смертность в Российской Федерации в расчете на 1000 детей, родившихся живыми, в период с 2012 г. по 2016 г. сократилась с 8,6 до 6,0 (абсолютное число 11 235 человек), что сопоставимо с младенческой смертностью в таких странах, как Великобритания и США;

снижение материнской смертности (смерти женщин от осложнений беременности, родов и послеродового периода в расчете на 100 тыс. родившихся живыми) с 16,2 до 10,0. На конец 2016 г. в Российской Федерации действовали 67 перинатальных центров;

значительное снижение числа абортов за 2012–2016 гг. на 26,4 % (с 935 509 до 688 117), число абортов у первобеременных женщин - на 37,3 % (с 80 760 до 50 672). В Российской Федерации функционирует 385 центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

снижение детской смертности (смертность детей от 0 до 17 лет от всех причин в расчете на 100 тыс. детей является интегральным показателем, отражающим состояние здоровья детей и качество оказания им медицинской помощи) с 2011 г. по 2016 г. с 88,7 до 68,4.  При этом в возрастной группе  до 14 лет снижение произошло на 23,8 %, а в группе 15–17 лет – на 20,3 %;

организация деятельности Телефона доверия, на который поступило более 7,3 млн. обращений, из них более 4,3 млн. обращений – от детей;

сокращение более чем на 20% количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в целом по Российской Федерации (2011 г. – 89,9 тыс., 2016 г. – 69,6 тыс.);

уменьшение числа несовершеннолетних, признанных потерпевшими (в 2011 г. – 93,2 тыс., в 2016 г. – 78,7 тыс.);

тенденция уменьшения числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (2011 г. – 7,2 тыс., 2016 г. – 6,7 тыс.), благодаря ужесточению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в части ее продажи несовершеннолетним;

создание Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» с региональными отделениями в 85 субъектах РФ;

проекты вовлечения социально уязвимых групп детей в принятие решений: детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей и семей мигрантов;

расширение форм участия, разработка и внедрение в практику методик  и инструментов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы (в том числе оценка и исследования с участием детей);

активное развитие индустрии детских товаров - в 2016 г. доля российских товаров для детей составила 25 %;

разработка и внедрение в практику новых профессиональных стандартов специалистов социальной сферы по работе с семьями и детьми;

возрастание роли социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении услуг детям и семьям;

возрастание роли общественности в формировании государственной политики и развитии законодательства и другое.

Вместе с тем, участники отметили, что не все цели, поставленные Национальной стратегией, удалось достичь; появились новые вызовы безопасному детству и задачи, которые необходимо решить:

риск демографического падения рождаемости в среднесрочной перспективе, что требует принятия новых мер  стимулирования рождаемости;

задачи снижения уровня бедности, дефицита доходов семей с детьми, ликвидации крайних форм проявления бедности. Эти задачи решить принципиально не удалось, несмотря на то, что в субъектах Российской Федерации предпринимались существенные меры по модернизации и развитию системы социальной помощи, призванные смягчить остроту проблемы. Как и ранее, рождение второго и последующих детей отбрасывает часть семей за черту бедности, по-прежнему в России у бедности – детское лицо;

сокращение числа оздоровительных организаций привело к уменьшению общей численности отдохнувших детей и доли детей, охваченных организованным летним отдыхом;

увеличилась доля родителей, недовольных качеством образования и медицинской помощи, уровнем оснащенности детских поликлиник специальным оборудованием;

появился значительный разрыв между теориями, исследованиями одаренности и существующей практикой выявления и поддержки одаренных детей и как следствие - количество учащихся, привлекаемых в программы для одаренных детей разного типа в России существенно меньше, чем в других развитых странах; отсутствие в начальной школе адекватных условий и программ обучения приводит к «потере» порядка 30-35% потенциально одаренных детей;

сохраняется практика отобраний детей у родителей в связи с тем, что недостаточно обеспечена поддержка семьи до захода в «ситуацию неблагополучия», не развита культура обращения за помощью;

преобладает «заявительный» тип поддержки социально уязвимых групп семей над проактивностью со стороны помогающих структур;

сохраняются отказы от детей из замещающих семей, в том числе опекунов -родственников зрелого возраста;

при снижении численности воспитанников в организациях для детей-сирот изменяется их контингент – в учреждениях остаются «сложные» для семейного устройства дети с ОВЗ, подростки, сиблинги);

дети с множественными нарушениями, достигнув совершеннолетия, после приёмной семьи или учреждения для детей-сирот, оказываются в интернатах для взрослых, где сводятся на «нет» усилия специалистов по их реабилитации и социализации. Отсутствует система сопровождаемого проживания для «выпускников» специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и приёмных семей (которые не могут жить самостоятельно);

перемещение существенной части девиантного поведения подростков в социальные сети в условиях развития компьютерных технологий способствует росту киберпреступлений; усиливается активность определенных сообществ, групп в сети интернет, связанных с деструктивным влиянием на психику ребенка (так называемые группы смерти);

сохраняется устойчивая тенденция роста заболеваемости подростками наркоманией;

не в полной мере решены вопросы обеспечения конституционного права на получение качественного и доступного образования детьми, находящимися на длительном лечении в условиях изоляции от образовательной организации (медицинском стационаре, на дому), социальной поддержки семьи больного ребенка;

отмечен рост преступлений, совершенных против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних;

появилась тревожная тенденция увеличения более чем в два раза числа несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными членами их семей, фактически проживающими совместно с ними (родителями или иными законными представителями);

отсутствует стандартный мониторинг участия детей в принятии решений, что не позволяет провести количественную оценку и сравнительный региональный анализ такого участия; при этом качественная оценка позволяет сделать вывод о том, что ожидаемые результаты реализации этого направления Национальной стратегии и принципа участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, были достигнуты лишь частично.

Ключевой проблемой остается недостаточность квалифицированных кадров для работы с детьми, а во многих местах частая ротация, медленное внедрение в практику новых профессиональных стандартов.

Не разработана эффективная система мониторинга и оценки  (включая результаты, связанные с измерением благополучия детей и семей) деятельности организаций социальной сферы, оказывающих услуги семьям и детям,  и в целом – государственной системы поддержки детей и семей.

Ряд других задач не удалось решить в полном объеме, но вместе с тем появились точки роста в виде региональных законодательств, инноваций и социальных практик, которые обеспечивают основу для дальнейшего развития и продвижения в решении проблем.

Обсудив результаты и проблемы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в субъектах Российской Федерации, перспективы реализации Десятилетия детства, участники Форума  рекомендуют:

В области социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

способствовать увеличению числа образовательных учреждений с доступной средой для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

организовать деятельность региональных стажировочных площадок по социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

внедрить инновационную модель обучения длительно и тяжело больных детей, находящихся на лечении в стационарах медицинских организаций Российской Федерации, в практику организаций здравоохранения России, как среду академической реабилитации тяжело больных детей, способствующей их вызлоровлению и социализации, продолжению получения образования в детских садах, школах и вузах;

разработать и внедрить программы повышения квалификации с применением дистанционных технологий для трансляции лучших практик социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

сформировать в внедрить систему сопровождаемого проживания детей из детских учреждений и детей из приёмных семей с ОВЗ после достижения ими совершеннолетия;

осуществить поддержку и распространение лучших социальных практик, оказывающих поддержку кровным и приёмным семьям с детьми с ОВЗ;

осуществить поддержку и распространение лучших социальных практик школьного и студенческого волонтерства по отношению к сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, формированию милосердного и деятельного общественного участия в программах благотворительности и взаимопомощи;

организовать прохождение производственных практик для студентов вузов гуманитарной направленности на базе организаций, накопивших лучший опыт в области социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

регулярно проводить Всероссийские конференции по обмену опытом социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В области обеспечения права ребенка жить в кровной семье и проведения политики деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

объединить усилия государственных и общественных организаций, представителей различных конфессий, средств массовой информации и родительской общественности в защите интересов детей и семей; провести широкую общественную дискуссию на предмет определения степени вмешательства государства в дела семьи с детьми;

законодательно определить понятия «безнадзорный», «беспризорный», «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение», «без попечения родителей» и других с учетом современных реалий;

развивать помогающие услуги для семей с детьми, направленные на улучшение качества жизни семей с детьми. Данные услуги должны быть качественными, безбарьерными, легкодоступными, не привязанными к постоянной регистрации и уровню дохода;

осуществлять поддержку и распространение лучших социальных практик, определяющих признаки «сложной ситуации» в семье, оказывающих своевременную поддержку семьям, направленную на профилактику отказа/отобраний детей;

обеспечить распространение и внедрение комплексных технологий реабилитационной помощи семьям, современных моделей межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав и законных интересов детей, в том числе на основе семейно ориентированного подхода и технологии «работы со случаем»;

предусмотреть полный перечень социальных услуг, предоставляемых семье с детьми, направленных на вывод ее из кризисной ситуации;

развивать инфраструктуру услуг для кровных и замещающих семей с детьми, уделяя особое внимание услугам для трудных подростков (с девиантным, делинквентным поведением), включая полустационарные формы;

разработать единый (на федеральном уровне) порядок отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью, в котором будут предусмотрены гарантии соблюдения и учета интересов детей и родителей (будут присутствовать необходимые специалисты; будут прописаны понятные и прозрачные критерии, в каких случаях должен устанавливаться факт наличия непосредственной угрозы; срок обжалования действий (бездействия) уполномоченных органов);

исключить требование ч. 2 статьи 77 Семейного кодекса РФ об обязательном обращении в 7-дневный срок после отобрания ребенка о лишении или ограничении в родительских правах; вместо этого закрепить обязанности соответствующих органов профилактики при отобрании ребенка организовать дальнейшую работу с семьей ребенка, направленную на возвращение ребенка в семью с  утверждением плана работы с семьей;

закрепить порядок дальнейших действий по возврату ребенка, в случае если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка, требующей немедленного отобрания, не выявлено, а также меры поддержки семьи, если есть потребность;

ввести при выявлении семейного неблагополучия обязательное прохождение обучения родителей в ШПР или иных организациях как условие для сохранения ребенка в семье;

обеспечить закрепление приоритета устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство) в семью родственников;

установить четкий исчерпывающий перечень оснований для признания детей оставшимися без попечения родителей, порядка принятия и оформления решения о признании ребенка оставшимся без попечения родителей, доведения этого решения до сведения заинтересованных лиц;

уточнить основания для ограничения родителей в родительских правах, лишения родительских прав; критериев нуждаемости в социальных услугах; определить лишение родительских прав в качестве крайней меры, оно должно быть невозможным без серьезной предварительной работы по изменению семейной ситуации, с доказанной исчерпанностью мер;

ввести четкое разграничение полномочий между органами и учреждениями, участвующими в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отказ от дублирования полномочий;

провести комплекс мероприятий по совершенствованию семейного законодательства, в том числе создание института профессиональной приемной семьи для детей, сложных для семейного устройства детей (с ОВЗ, инвалидностью, подростков, сиблингов);

уточнить основания и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания;

усилить меры поддержки семей, усыновивших (удочеривших) ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей;

провести реформирование системы опеки и попечительства, в том числе установить новые нормативы нагрузки на специалиста опеки и попечительства с учетом современных реалий и изменившегося законодательства;

определить на законодательном уровне понятие сопровождения замещающей семьи;

разработать профессиональный стандарт воспитателя в социальной сфере;

ввести обязательное психологическое обследование кандидатов в замещающие родители;

ввести обязательное сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание трудные категории детей: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов, детей подросткового возраста;

усилить меры контроля за соблюдением прав детей-сирот в замещающих семьях;

организовать всероссийские конкурсы на звание лучшего специалиста опеки, специалиста ШПР, специалиста службы сопровождения и других для популяризации профессий;

обеспечить разработку модельной программы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после вторичных отказов (отмены решения о передаче ребенка в семью);

разработать систему единых показателей, с учетом принятых на международном уровне, для оценки эффективности проводимых мероприятий, достижения результата, как на федеральном, так и региональных уровнях;

разработать меры и нормативы, которые снизят административную, налоговую нагрузку на социально ориентированные НКО; упростить процедуру включения НКО в реестр поставщиков социальных услуг;

проводить регулярные мониторинги в  сфере реформирования системы профилактики социального сиротства и деинституционализации детей-сирот; способствовать распространению инновационного и успешного опыта (социальных практик, технологий и методов работы и пр.);

продолжить практику общественного контроля за процессом реорганизации системы организаций для детей-сирот с фокусом внимания на качество предоставляемых услуг и благополучие воспитанников;

развивать вариативные формы сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа в постинтернатном периоде; обеспечивать реализацию их прав и законных интересов, в том числе на получение жилья;

проводить анализ международного опыта в сфере профилактики социального сиротства и деинституционализации и оценить возможность его применения в России;

организовать отвечающую вызовам времени систему подготовки и переподготовки, стажировок, методической поддержки специалистов, занятых в сфере защиты детства (в том числе, специалистов, осуществляющих подготовку кандидатов, сопровождение замещающих семей, специалистов некоммерческих организаций, специалистов органов опеки и попечительства, лиц, принимающих решения  и др.);

рекомендовать введение в ВУЗах программ профессионального образования, специальностей и предметов, связанных со сферой защитой детства, в т.ч.  с семейным воспитанием;

разработать профессиональные стандарты для специалистов сферы защиты детства, в т.ч. в области семейного воспитания, воспитателя для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В области работы с одаренными детьми:

способствовать распространению новых моделей выявления, поддержки и развития  одаренных детей в сфере дополнительного образования, основанных на добровольном участии детей и подростков в разнообразных видах творческой, практической и социально-коммуникативной деятельности и применении новых IT технологий;

расширить направления исследований в области выявления детей с высоким потенциалом развития, не демонстрирующих высокие достижения в предметных олимпиадах. Обеспечить создание научно обоснованного и надежного банка отечественного инструментария, способствующего выявлению разных видов одаренности (высокого потенциала развития) у детей и подростков;

обратить особое внимание на решение проблемы поддержки одаренных детей в массовых общеобразовательных школах. Способствовать распространению эффективных образовательных практик и моделей выявления, поддержки и развития одаренных детей в массовых общеобразовательных школах;

содействовать созданию системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в системе образования  на основе научно обоснованных требований (стандартов) к квалификации специалиста в этой области. Конкретизировать и расширить направления исследований  ключевых проблем подготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в системе образования;

выработать алгоритмы и механизмы эффективного взаимодействия  науки и практики,  всех участников образовательного процесса и представителей разных общественных и профессиональных сообществ  в области поддержки и содействия   развитию одаренных и талантливых детей и молодежи;

поддержать идею создания Национального ресурсного исследовательского центра по работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, с целью проведения масштабных исследований и координации научных разработок в области выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи, а также оценки эффективности и распространения передовых практик работы в этой области.

В области развития современной детской субкультуры:

рекомендовать введение в ВУЗах предметов, связанных с созданием товаров для детей и предусматривающих знание возрастных особенностей ребенка на разных этапах развития;

организовать цикл научных исследований, направленных на изучение современной информационной продукции для детей (игры, игрушки, печатные издания, фильмы и пр.) и ее воздействие на их развитие;

рекомендовать прохождение психолого-педагогической экспертизы игровых и печатных материалов, участвующих в госзакупках для детских образовательных организаций;

поддерживать отечественную индустрию информационной и игровой  продукции для детей через налоговые льготы для производителей лучших образцов продукции, обладающей высоким развивающим потенциалом, и реализующих ее магазинов;

стимулировать и продвигать социальную рекламу с идеей ценности игры, совместного досуга, недирективного творческого взаимодействия детей и взрослых;

поддержать премии «Игрушки года», «Лучшая книга для детей», «Мультфильмы для детей» и другие фестивали и конкурсы, как средство просвещения и привлечения внимания общественности к лучшим образцам информационной и игровой продукции для детей;

способствовать развитию и появлению новых форм игровой и досуговой деятельности детей, включая детские парки, игровые площадки, клубы и пр. Разработать меры по стимулированию инфраструктуры отдыха и организации продуктивного досуга детей и подростков, включая детей с ОВЗ;

продолжить разработку модели Федерального центра психолого-педагогической экспертизы игровой продукции с учетом сделанных замечаний и пожеланий.

В сфере защиты детей в правовом пространстве (дети в конфликте с законом, дети-жертвы, дети в виртуальной среде):

возобновить деятельность рабочей группы Совета судей Российской Федерации по вопросам дружественного к ребенку правосудия;

разработать концепцию кодификации законодательства в сфере работы с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, а также профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

сформировать квалифицированную рабочую группу по кодификации законодательства, включающую членов Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, членов рабочей группы при Совете Судей Российской Федерации по вопросам развития дружественного к ребенку правосудия, правоведов, специализирующихся в области правосудия в отношении несовершеннолетних, а также других специалистов в данной области;

провести реформирования российской системы судопроизводства путем создания специализированных составов внутри судов, привлечения к их работе педагогов-психологов, социальных работников;

активизировать  работу над законом о пробации и/или ввести в практику социальных служб  функции пробации по отношению к судимым несовершеннолетним и молодым взрослым;

законодательно закрепить возможность применения процедур примирения между подозреваемым/обвиняемым и потерпевшим в уголовном процессе с участием специалиста по восстановительному правосудию;

включить восстановительный  подход в практику работы Уполномоченных по правам ребенка, обеспечить обучение помощников уполномоченных по правам ребенка, создание при уполномоченных служб примирения в целях урегулирования конфликтных и криминальных ситуаций с участием несовершеннолетних;

продолжить реформирование Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;  усилить кадровые и организационные ресурсы  комиссий как координирующего органа в системе профилактики;

ввести в российское законодательство понятие «дети в конфликте с законом» или «дети, нарушившие закон» и прописать критерии определения этой категории; внести тип, вид и название «Центр по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом»;

пересмотреть теоретико-методологическое обоснование модели деятельности дома ребенка при исправительном учреждении в рамках Федеральной целевой программой «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» в части развития специальных мер психолого-педагогического характера;

развивать правовое сотрудничество между Россией и другими государствами с целью реализации внутригосударственных мер по обеспечению международных стандартов защиты несовершеннолетних от преступлений, связанных с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией, а также сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений;

разработать и внедрить комплексную систему защиты жертв преступлений: защиты их прав, обеспечения доступа к правосудию, психологической, медицинской и социальной реабилитации, а также обязательной гуманизации уголовного процесса в том, что касается участия в нём пострадавших;

рассмотреть  вопрос правового статуса и доступа к правосудию и к реабилитации жертв, не имеющих легального статуса на территории Российской Федерации, с целью борьбы с безнаказанностью и распространением преступлений, совершаемых в отношении этой уязвимой группы; 

обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

закрепить законодательно обязанность воспитательных колоний и других закрытых учреждений для подростков - правонарушителей осуществлять политику «открытых дверей» для волонтерских, общественных инициатив, развития социальных связей воспитанников с ключевыми агентами ресоциализации;

усилить меры, направленные на недопущение популяризации элементов криминальной идеологии в среде несовершеннолетних, на повышение качества контроля за распространением подобной информации в медиа-пространстве, а также проведение соответствующего мониторинга сайтов и публикаций в сети Интернет;

привлечь общественность к решению проблемы кибербезопасности, в том числе через развитие «киберволонтерства» среди студентов, которые преимущественно обучаются по специальностям, связанным с информационными технологиями и правом, создание в ВУЗах волонтерского движения «Киберпатруль» с включением в их состав психологов для поиска запрещенного к распространению контента.

В сфере учета мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы:

включить раздел, посвященный участию детей в обсуждении, принятии и реализации решений, затрагивающих их интересы, в качестве одного из стратегических направлений Десятилетия детства. Поддержка участия детей в обсуждении и экспертизе решений, касающихся их прав и интересов, позволит властям и обществу не только принимать более ориентированные на детей решения, но и будет способствовать повышению прозрачности и социальной ответственности власти;

включить детей в разработку стратегических направлений и мониторинг реализации Десятилетия детства: провести детскую экспертную комиссию по корректировке и наполнению 10-летия детства;

ввести ежегодный мониторинг (опрос школьников старшего звена) по участию детей в принятии решений и другим аспектам с определением уполномоченного органа по организации и проведению данного мониторинга, в том числе по разработке опросника и единых стандартов;

обеспечить развитие законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения права участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, закрепления этических норм и основных принципов участия детей.;

организовать просвещение и обучение взрослых в области реализации подходов к участию детей  в принятии решений, затрагивающих их интересы (в том числе трансляция этических норм и основных принципов участия детей);

организовать систему обучения детей и молодых взрослых по формулированию и выражению своего мнения в различных форматах взаимодействия со взрослыми, а также участия в качестве экспертов;

внедрять социальные технологии и обеспечить участие детей в принятии решений, касающихся их интересов и прав (с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей) на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности;

способствовать продвижению  и распространению успешных практик на основе изучения российского и международного опыта;

развивать институциональные формы адвокации детей и поддержки со стороны значимых взрослых детям, которые нуждаются в представительстве собственных интересов (институт  наставничества, службы психологического сопровождения и т.п.);

развивать формы участия детей в роли экспертов собственного опыта, которые предоставляют возможность самостоятельной трансляции мнения без посредничества взрослого;

разработать систему критериев и показателей для мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, которая обеспечит поступление регулярной информации о том, как качество участия детей на индивидуальном уровне отражается на изменениях общей ситуации участия детей в принятии решений на уровне страны.

Предложение от секции детей и молодых людей - внести следующие вопросы на рассмотрение в рамках подготовки стратегических направлений Десятилетия детства:

провести реформу школьного образования (ЕГЭ и профили в классах): у детей низкая мотивация к обучению из-за отсутствия перспектив и узкого выбора будущих профессий;

обеспечить доступность посещения секций и кружков для всех детей (на бесплатной основе и общих основаниях);

создание электронной базы данных для фиксации всех достижений ребёнка, в том числе посещение кружкой и секций (электронное портфолио);

обеспечить прозрачность системы получения путёвок в детские лагеря;

сделать обязательным  учет мнение ребенка при его семейном устройстве, в том числе при выборе приемной семьи с учетом его предпочтений, сильных сторон и ограничений;

провести 1 сентября 2018 года во всех образовательных учреждениях урок, посвященный Десятилетию детства и участию детей и подростков в реализации мероприятий.

Для обеспечения  эффективности реализации Десятилетия детства необходимо:

проработать вопрос о включении в состав показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации унифицированных показателей реализации Десятилетия детства на территории регионов;

продолжить работу по формированию «детского бюджета», который представляет собой бюджетные ассигнования, направляемые на государственную поддержку семьи и детей за счет средств федерального бюджета; распространить данную методологию на региональные бюджеты;

усилить значимость и практическое использование результатов научных исследований во всех сферах, которые позволяют выявить потребности детей, их ценности и социальные установки, готовность быть активным участником Десятилетия детства, обосновать необходимость принимаемых мер, оценивать риски и делать прогнозы на будущее;

разработать систему мер по распространению успешного опыта субъектов Российской Федерации, в том числе через создание реестра лучших практик, выявленных в ходе реализации мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на основе выработанных единых критериев оценки лучших практик;

включить специальный раздел о ходе реализации основных мероприятий плана в рамках Десятилетия детства в ежегодный Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации», в том числе подраздел, включающий информацию о ходе внедрения методов и технологий по учету мнения детей;

организовать проведение мониторинга реализации мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, и размещать итоги мониторинга на портале, открытом в сети «Интернет», посвященном Десятилетию детства;

рассмотреть возможность создания общественного совета по контролю за ходом реализации мероприятий Десятилетия детства;

продолжить практику организации и проведения всероссийских мероприятий по вопросам защиты детства,

разработать комплекс мер по привлечению к оказанию услуг в сфере детства социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, в том числе наставников, социально ответственного бизнеса;

содействовать популяризации и широкому информационному освещению результатов государственной политики Российской Федерации в области детства, в том числе на международном уровне.

Учет результатов реализации Национальной стратегии, предложений участников Форума, выявленных вызовов и точек роста позволят обеспечить преемственность содержания работ при формировании программы Десятилетия детства.

Декабрь 2017

Задать вопрос