ГлавнаяНовости → Проблема сиротства в России: экономический и социальный аспекты

Проблема сиротства в России: экономический и социальный аспекты

Опубликовано

Детство – опасный возраст

Данные, полученные при подготовке Национальной стратегии действий в интересах детей, свидетельствуют о бедственном положении многих маленьких граждан нашей страны. Нередко вопрос стоит о выживании детей, причем в прямом смысле этого слова.

Россия – один из лидеров в Европе по уровню детской и подростковой смертности. Коэффициент смертности для российских детей в возрасте до 5 лет составил в 2010 г. 10,2%. Во второй половине 2000-х в России погибало 108-120 детей на каждые 100 тыс. человек этого возраста, что в 3-5 раз превышает аналогичные показатели в большинстве европейских странах. Основная причина смертности – несчастные случаи (травмы и отравления). На их долю приходится 75%.

Условия жизни многих детей оставляют желать лучшего. Около 23% ребят проживает в семьях, испытывающих трудности с обновлением одежды и обуви, доступом к медицинской помощи и лекарствам, 16% не понаслышке знает, что такое голод (на официальном языке это звучит, как «проживание в семьях, вынужденных ограничивать питание»). В некачественном жилье пребывает практически каждый пятый ребенок, каждому третьему из них еще не исполнился один год. 18% детей до 7 лет жили в 2010 г. на сумму ниже прожиточного минимума, среди ребят постарше – от 7 до 16 лет – их насчитывался 21%.

Что касается общей численности детей в нашей стране, то и здесь ситуация сложная. Если в 2003 г. в России насчитывалось 31, 2 млн детей, то в 2012 г. – только 25,4 млн, что составляет около 17% населения страны. Прогнозные оценки количества маленьких граждан нашей страны к 2025 г., сделанные по той же методике, по которой в свое время оценивались перспективы численности взрослого населения в Концепции демографического развития, позволяют предположить: если не предпринять мер по исправлению сложившейся ситуации, то к 2025 г. в России будет не более 22,5 млн детей. Если же реализовать весь потенциал скрытых возможностей и задействовать все механизмы (миграция, увеличение продолжительности жизни), то в стране будет 28,7 млн детей (см. граф. 1).

«Бассейн» наполнен постоянно

Именно неблагополучные семьи, как правило, являются средой, генерирующей детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Ежедневно в нашей стране выявляются ребята, которые направляются в систему государственного попечения. Если нет возможности устроить их в замещающие семьи, они попадают под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские дома-интернаты). Этот процесс выявления – помещения – семейного устройства идет непрерывно.


Проиллюстрировать его можно школьной задачей о бассейне, в который из одной трубы вода поступает, а через другую убывает. «Вливающиеся» – это дети, которых государство изымает из семей, и они по разным причинам попадают в нашу государственную систему детских учреждений для сирот. Убывающие – это дети-сироты, которые или устраиваются в семьи, или им исполняется 18 лет, или они умирают. В результате «уровень воды в бассейне» – это число детей, которые находятся в учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если «влилось» больше, чем «вылилось» – уровень растет. Если наоборот, «бассейн мелеет». К сожалению, второй вариант за счет семейного устройства детей-сирот наблюдался только в 2007-2008 гг., когда государство начало оказывать реальную материальную и моральную поддержку замещающим семьям.

Сегодня наш «бассейн» выглядит примерно так: в 2011 г. «влилось» 82 177 детей, оставшихся без попечения родителей, «вылилось» на семейные формы – 67 520, то есть прибавилось детей в «бассейне». А наблюдаемое итоговое сокращение численности детей в учреждениях идет только за счет выбывающих по достижению 18 лет выпускников. В результате на начало 2012 года почти 130 тыс. детей находились на учете в федеральном банке данных. Общее же число детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 654 тыс. чел., оно включало и детей в учреждениях для сирот, и тех, кто находился на семейных формах воспитания. Это означает, что из каждой тысячи детей в нашей стране почти 3 ребенка получали статус оставшегося без попечения родителей.

При этом ситуация в федеральных округах и регионах складывается по-разному (см. табл.1).

Но оценка эффективности региональной политики профилактики сиротства ориентирована на один показатель – долю детей-сирот, устроенных в семьи. И надо признать, это происходит весьма активно. Но «напор» из «трубы», которая ведет в этот «бассейн», также может не ослабевать.

Бум устройства сирот в семьи

В 2006 г. президент РФ дал поручение правительству и губернаторам найти механизмы и пути, чтобы сократить число детей-сирот в госучреждениях. Первое, о чем задумываются чиновники при такой постановке вопроса, – это деньги. В результате и ответственность за соблюдение прав детей, и расходы на эти цели центр переложил на регионы. Однако с 2007 г. произошли изменения в этой области: выплаты стали поступать из федеральных средств. Сделав ставку на приемную семью, федеральный центр взял на себя и единовременные выплаты при устройстве ребенка в семью, и компенсации расходов региональных бюджетов на выплату вознаграждения приемным родителям и пособия на ребенка опекунским и приемным семьям. Моральная поддержка (фокус внимания первых лиц страны и регионов был направлен на усыновление, известные медийные лица показали усыновленных детей, и в результате усыновление или опекунство стали восприниматься как гражданский поступок) также способствовала тому, что в стране начался настоящий «усыновительский» бум. В 2007 г. фактически разобрали всех маленьких детей, а в ряде регионов, например в Белгородской области в возрасте до 12 лет включительно. В тот год гораздо больше детей находило новых родителей, чем теряло родной дом.

Регионы и сегодня в некотором смысле соревнуются в оригинальности и эффективности подходов к стимулированию устройства детей в семьи, прежде всего усыновления. Механизмы в основном монетарного характера. Например, законом Калининградской области от 21.12.2006 г. № 103 в данном регионе установлена выплата в размере 615 тыс. руб. на приобретение усыновленному ребенку жилого помещения в собственность. Размер единовременных выплат при усыновлении разнится от 30 тыс. руб. (город Москва) до 200 тыс. руб. (Красноярский край, Тамбовская область).
Кто остался на попечении государства

В результате активного устройства детей в семьи в последние годы принципиально изменился контингент детей в госучреждениях. Сейчас там, в основном, пребывают ребята старше 10 лет (69%). Среди них – старшие подростки с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения. У многих за плечами криминальное прошлое (условные судимости, срок пребывания в специальных исправительных учреждениях). Еще одна когорта ребят, надолго задерживающихся в госучреждениях для сирот, – дети с ограниченными возможностями (в среднем 25%). Инвалиды среди них составляют 12%, а в некоторых регионах – до 40%. Среди детей-инвалидов около четырех тысяч страдают ДЦП и около трех - синдромом Дауна. А вот детей с ВИЧ, особенно с неуточненным диагнозом (рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, а потому имеющих высокий риск заражения, но пока не подтвержденный анализами), довольно охотно берут в семьи. Не слишком популярная у усыновителей или потенциальных опекунов группа – дети, имеющие братьев или сестер, и проживающие в детских учреждениях. По закону, их, как правило, нельзя разделять при устройстве в семью. У некоторых детей шансы найти новых родителей невелики в связи с их этническим статусом.

«Постоянно детдомовскими» можно также назвать ребят, помещенных в «учреждение» по заявлению родителей. Последние по закону имеют право (при наличии достаточных уважительных причин) оставить их там на некоторое время, но при этом забрать их в другую семью невозможно.

Кстати, многие становятся сиротами уже в «учреждении» (особенно часто – до 40% – это случается в северных регионах), т.е. их родители гибнут после того, как дети попали под крыло государства. Причины смерти социально неблагополучных родителей разнообразны, но главным образом связаны с их образом жизни.
Детям нужнее семья, чем государственная забота

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что если ребенок до 4-6 лет не был передан на семейное воспитание, то ликвидировать негативные последствия его пребывания в детдоме или интернате крайне сложно. У малышей, более трех месяцев находящихся без родителей, могут возникать расстройства, связанные с формированием привязанностей, задержки развития, а также атрофия нервных путей при развитии мозга. Не зря при международном усыновлении американцы ставят нашим детям диагноз – психосоциальная карликовость. Когда ребенка постоянно переводят из одного учреждения в другое (дом ребенка – дошкольный детский дом – школа-интернат и т.п), у него не формируется привязанность, а в результате запускаются иные механизмы развития личности: он не умеет дружить, любить.

Словом, следует отказываться от помещения ребенка в госучреждение, если существует иной выход. Сегодня в развитых странах проводится политика деинституционализации – вывода детей-сирот из госучреждений.

Важно также не допускать перевода детей из домов ребенка в детские дома и школы-интернаты. Необходима профилактика социального сиротства, т.е. раннее выявление семейного неблагополучия (например, социальный патронат) и вовремя оказывать помощь семье. К профилактике можно отнести и все виды помощи семьям с детьми, а также координацию работы соответствующих ведомств. Наконец, немаловажен поиск и развитие альтернативных форм (прежде всего, семейных) устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Региональный опыт (в том числе и статистика возврата детей в учреждения из опекунских и приемных семей, а это ежегодно 8-10% в сравнении с числом устроенных в семьи) свидетельствует, что поддержка и помощь замещающим родителям необходима не только на этапе принятия решения и в период адаптации всей семьи, но и в последующем. Сегодня в России развивается сеть служб сопровождения замещающих семей. В 2012 г. была введена обязательная подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями.

Развитие семейных форм устройства приводит к сокращению численности воспитанников, а значит, к необходимости реорганизации, перепрофилирования или закрытия детских домов. На их базе можно было бы создавать различные службы помощи и поддержки семей, сопровождения замещающих семей, выпускников. Наконец, передать их под детские сады или учреждения дополнительного образования.

Одна из главных проблем при этом – сопротивление работающего там персонала из-за опасений потерять работу. Разумным выходом могла бы стать программа опережающей переподготовки специалистов и/или их трудоустройства. Как показывает практика, многие из них сами становятся приемными родителями.

Проблема подготовки кадров и повышения их квалификации для системы профилактики социального сиротства и семейного воспитания детей-сирот сегодня самая острая. У нас нет профессии «специалист органов опеки попечительства», «воспитатель детского дома», а, следовательно, их не готовит ни один вуз.

Как скрасить сиротскую долю

Полностью искоренить детские дома и интернаты невозможно: есть ребятишки, которые по разным причинам не могут быть переданы на воспитание в семьи. Для них требуется качественное улучшение условий проживания, воспитания и образования. В том числе в формате малокомплектных учреждений, условия в которых приближены к семейным (разновозрастные группы, проживание по семейному принципу: кровная или социальная семья, учет индивидуальных потребностей ребенка). В основу концепции таких учреждений должны быть положены рекомендации Совета министров Европы (2005 г.) «О правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях».


Таким образом, основной показатель оценки политики в этой области – число детей-сирот в госучреждениях, а не количество устроенных в семьи. Индикатор эффективности такой политики – сокращение числа детей-сирот в детских домах.

Экономика семейного устройства

Дальнейшее увеличение денежных выплат не решит проблемы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тем более, что разрыв в государственных выплатах на приемных и на родных детей уже стал огромным. Пособия на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в среднем выросли за период 2007-2012 гг. на 38% (см. табл. 2). При этом в 25 субъектах темпы роста таких выплат были еще выше – более 50%. А в таких регионах, как Псковская область, Чувашская Республика, Республика Саха, Хабаровский край, выплаты выросли на 80-100%

Размер вознаграждения приемных родителей может зависеть от состояния ребенка, характеристик приемного родителя (наличие педагогического, психологического образования; стаж работы в качестве приемного родителя, наличие областных и государственных наград), а также от социально-экономических и природных факторов: проживание в районах Крайнего Севера, в сельской местности.

Да и само содержание детей в госучреждениях обходится совсем недешево.

Пребывание ребенка в коррекционном интернате города Москвы выливается примерно в 1 млн руб.в год, в детдомах и домах-интернатах расходы меньше, но все равно значительные (см. табл. 3).

Однако при всех этих достаточно высоких затратах примерно в 27% учреждений невозможно создать условия, приближенные к семейным. Сложная ситуация сложилась и примерно еще в 40% детских учреждений. Практически везде (75%) воспитанники проживают в группах в типовых зданиях школ, детских садов и т п. Трудно ожидать, что жизнь в таких условиях сформирует социализированных людей. Выпускники-сироты, зачастую, вступая в «большую жизнь», не могут найти себя, не могут создать и сохранить семью; некоторые готовы отдать своих детей («государство меня воспитало, пусть и моего ребенка тоже»). А общество не готово их принять, охотнее предоставляя выпускникам детских домов щедрые пособия по нетрудоспособности и безработице. Так и формируется внутренняя позиция ребенка-социального сироты: от «ничейного» в детском доме – до «один против всех» в самостоятельной жизни.

Галина Семья

По материалам доклада Г.В. Семья на заседании пресс-клуба АНЦЭА на тему «Проблема сиротства в России: экономический и социальный аспекты», Москва, 27 февраля 2013 года


Источник: http://ecpol.ru/index.php/syuzhety/604-kak-iskorenit-sirotstvo


27 февраля 2013 года состоялось первое заседание Пресс-клуба независимой экспертизы АНЦЭА. На встрече присутствовали: Павел Романов, Галина Семья, Лилия Овчарова, Елена Гришина. Пост-релиз: http://arett.ru/.files/507/file/Post-release%202013-02-27.pdf

Пресс-клуб Ассоциации независимых центров экономического анализа: http://arett.ru/ru/press/, https://www.facebook.com/events/546444655387112/

Март 2013

Задать вопрос