ГлавнаяНовости → Духанина: Лучшие практики работы с одаренными детьми должны найти творческое применение в регионах

Духанина: Лучшие практики работы с одаренными детьми должны найти творческое применение в регионах

Опубликовано

Задача выявления и развития одаренных детей получила необходимую нормативную базу и должна выполняться в полном объеме. Такое мнение высказала руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина. Она считает, что необходимо аккумулировать лучшие практики, наработанные в этой сфере, для распространения и творческого применения в регионах.

«Разработаны правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, определены меры поддержки, в том числе грантовой, талантливых ребят и молодежи. Президентские поручения в этой части можно считать выполненными, но это только начало. Теперь необходимо, опираясь на созданную нормативную правовую базу, развернуть практическую работу по выявлению и развитию одаренных детей. Нужно изучить и широко тиражировать в регионах лучший опыт, активно генерировать и воплощать новые идеи и проекты. Важно обеспечить информационную открытость этой работы», – подчеркнула Любовь Духанина.

Согласно постановлению правительства от 2015 г. одаренные дети выявляются на конкурсах и олимпиадах, а сведения о победителях должны размещаться в государственном информационном ресурсе. Порядок формирования и ведения такого ресурса определен приказом Минобрнауки в апреле этого года, однако к началу нового учебного года его еще не было в открытом доступе. По мнению экспертов ОНФ, это тормозит реализацию задач поддержки одаренных детей.

В числе таких задач – обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми, профессиональная ориентация, содействие в дальнейшем трудоустройстве. На их решение ориентировано создание сети специализированных образовательных центров – эту задачу поставил президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин в июле этого года в Сочи, где находится один из таких центров.

«Реализация этого решения будет способствовать развитию всей системы дополнительного образования детей, распространению опыта межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства в этой сфере. Президент пообещал подталкивать к этому регионы, но будет правильно, если там без напоминаний начнут создавать базу для поиска и развития молодых талантов. Тем более что есть примеры успешного формирования творческой среды для одаренных ребят, в которой они могут развивать свои способности», – отметила Любовь Духанина.

В том числе это сеть детских технопарков «Кванториум» и школьных технических центров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, детский образовательный центр «Корабелы Прионежья» в Вологодской области, профильные смены «Детские творческие дачи» в Волгоградской области. Духанина также отметила, что некоторые школы включают детей в научную, опытно-конструкторскую, проектную деятельность вузов и предприятий, и этот опыт тоже нужно перенимать.

По ее мнению, значительным ресурсом создания творческой среды для учащихся является федеральная программа строительства более тысячи новых школ, принятая в 2015 г. «Новая школа должна быть новой и по форме, и по содержанию. В ней должны органично сочетаться преподавание традиционных дисциплин, многоплановая творческая работа, совместный созидательный поиск учителя и ученика. Только в такой атмосфере можно своевременно распознать юный талант и помочь ему развиться в зрелое дарование», – заявила Любовь Духанина.

Задача выявления и развития одаренных детей решается в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., которая предусматривает переход к персонифицированному финансированию дополнительного образования. Модель, действующая на основе сертификата, с которого сумма на запрошенную услугу для ребенка перечисляется образовательной организации, проходит тестирование в ряде регионов. «Результаты эксперимента должны быть тщательно проанализированы, поскольку от этого во многом зависит, на какой финансовой основе будет строиться работа с одаренными детьми», – считает Духанина.

Необходимо также совершенствовать реализацию грантовой политики. По указу главы государства для поддержки молодых талантов, обучающихся в вузах, учреждено 5 тыс. президентских грантов (по 20 тыс. руб. ежемесячно). На эти цели, включая организационно-техническое и информационное сопровождение, в 2015 г. было выделено около 103 млн руб. и в 2016 г. – почти 411 млн руб. В дальнейшем эти затраты должны ежегодно расти – с 719 млн руб. в 2017 г. до почти 1,3 млрд руб. в 2020 г. Однако, хотя по указу президента ежегодно может предоставляться до 1200 грантов, в 2015/16 учебном году грантополучателями стали только 448 человек.

«Получилось, что сотни талантливых молодых людей незаслуженно остались за бортом президентской программы. Это и несправедливо, и нерационально – идея оказалась реализованной лишь на треть. Минобрнауки совместно с организаторами конкурсов и олимпиад должны позаботиться о том, чтобы система проведения таких соревнований обеспечивала полноценную реализацию грантовой поддержки», – считает Духанина.

Она отметила, что предстоит решить еще целый ряд конкретных задач. В том числе – разработать механизм содействия в трудоустройстве выпускникам вузов, получившим гранты, расширять исследования по выявлению одаренности, обеспечить привлечение в сферу дополнительного образования высококлассных специалистов, активизировать просветительскую работу с родителями и педагогами.

Август 2016

Задать вопрос