ГлавнаяНовости → Рубцов: школьный психолог должен стать первым помощником педагога

Рубцов: школьный психолог должен стать первым помощником педагога

Опубликовано

Старт апробации нового профстандарта педагога-психолога, разработанного экспертами Московского городского психолого-педагогического университета, запланирован на сентябрь 2015 года. О том, какие задачи ставит перед собой профессиональное сообщество, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал ректор МГППУ Виталий Рубцов.

При внедрении новых образовательных стандартов, в том числе, для детей с ОВЗ значительно возрастает роль школьных психологов, которые должны стать главными помощниками и педагогов и детей при реализации специальных образовательных программ. Требования к квалификации специалистов, заложенные в новом профессиональном стандарте "Педагог-психолог", меняются: перед психологами поставлены абсолютно новые функции и задачи. Об этом корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал ректор МГППУ Виталий Рубцов.

- Виталий Владимирович, какова роль психологического сообщества при процессе апробации нового профессионального стандарта? 

— Фактически  именно профессиональное сообщество в первую очередь  отвечает за оценку и готовность психологов к внедрению этих стандартов. Напомню, что и профессиональный стандарт педагога и профессиональный стандарт педагога-психолога разрабатывал наш университет. При апробации стандарта педагога мы столкнулись с тем, что нам необходимо профессиональное сообщество педагогов, которое будет заниматься экспертизой, оценкой того, как происходит внедрение этого профстандарта. С профстандартом педагога-психолога в этом смысле ситуация проще, потому что есть организация, объединяющая в своих рядах, специалистов в области психологии образования

– Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России". Именно Федерация будет участвовать в апробации и внедрении профессионального стандарта "Педагог-психолог". Она же будет принимать участие в сертификации уровней подготовки этих специалистов. Мы понимаем, что государство рассчитывает на нашу помощь, поэтому Федерация проводит активную работу в регионах. В этом году были дополнительно организованы три новых региональных отделения Федерации психологов образования России, одно из которых в Севастополе. Буквально на днях мы обсудили с Минобрнауки России этапы апробации, выбрали пилотные площадки, где уже существуют и эффективно работают региональные отделения Федерации, объединяющие практических психологов образования. Они будут сопровождать апробацию этого профстандарта.

- Уже можно сказать, какие регионы выбраны?

— Красноярск, Челябинск, Новосибирск, и некоторые другие. Хотелось бы также отметить, что в настоящий момент реализуется масштабный  проект модернизации педагогического образования. Мы вместе с Высшей школой экономики являемся операторами этого проекта. Готовим магистров на базе университетов, у которых есть свои стажировочные площадки. Поэтому рассчитываем использовать и их потенциал. Это позволит создать сетевое взаимодействие: модель университетско-школьного партнерства.

- Сколько времени потребуется на апробацию?

— По нашим расчетам, потребуется не менее трех лет. Дело в том, что при модернизации системы образования, роль психолога кардинальным образом меняется. Школьный психолог не будет выполнять лишь функцию диагноста, как это было до недавнего времени. Появляются новые трудовые функции, которые связаны с психолого-педагогическим сопровождением образовательных программ. Сегодня школьные психологические службы не готовы в полной мере решать такие задачи. Поэтому мы на острие процесса перехода на совершенно новый уровень компетенций психологов. Так, применительно к процессам инклюзии теперь работа специалиста будет заключаться в поддержке каждого обучающегося. Психолог должен понимать, как определяются особые образовательные условия для этих детей, как выстраиваются индивидуальные программы сопровождения.

- Какие задачи поможет решить апробация? 

— На выходе мы хотим получить требования, которым должен отвечать педагог-психолог, работающий с проблемами детей и детства в образовательных учреждениях, психолого-педагогических, медицинских и социальных центрах. Увидеть, как фактически выглядит баланс зон ответственности между психологом образовательного учреждения и психологом психолого-педагогического, медицинского и социального центра. Понять, как готовить специалистов с новым уровнем компетенций, что нужно учесть в их подготовке, чтобы они могли соответствовать требованиям, которые требует сам профессиональный стандарт.

- Переходя на принципы инклюзии,  школа должна создавать психологическую службу или достаточно одного психолога, умеющего работать с детьми с ОВЗ?

— Это зависит от многих факторов. И, конечно, решение остается за самой школой. Если это большое образовательное учреждение, которое может содержать несколько специалистов, умеющих работать с инклюзией, то директор, скорее всего, примет решение в пользу психологической службы. Если школа маленькая, и не имеет таких возможностей, то она может воспользоваться услугами психологов психолого-медико-социального центра, как это делается во многих московских школах по системе аутсорсинга. На самом деле, это очень тонкий момент. Это не только вопрос психологической службы и психолога, как такового – это командная работа психолога, педагога, родителя. Это серьезная "межвзрослая" работа, при которой взрослые являются ресурсом для обеспечения условий нормального обучения и развития каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

 

Июнь 2015

Задать вопрос