ГлавнаяНовости → В Нижнем Новгороде создаются службы с участием родителей и психологов

В Нижнем Новгороде создаются службы с участием родителей и психологов

Опубликовано

В учебных заведениях Нижнего Новгорода создаются службы с участием родителей и психологов. За последние годы российская школа накопила столько трудноразрешимых проблем, что возникла реальная необходимость в институтах общественного участия в управлении школой.

В Законе "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области школы определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением родителей и работников образовательного учреждения. Вроде бы всегда так и было. Ученические и родительские комитеты, советы, команды - как их ни назови - пытались оказывать влияние на все, что происходило в стенах учебного заведения. Но не секрет, что система образования, несмотря на это, становилась все более внутренне замкнутой, закрытой, консервативной. Раскаляется атмосфера, углубляется непонимание детей и взрослых, семьи и учителей. Появился термин "поборы", в благотворительность от сердца перестают верить, а конфликты педагогов с родителями, учеников с дирекцией, родителей и учеников порой приводят к авторитарным решениям и детским душевным драмам. Поэтому модернизация образования включила в себя смещение акцентов в работе, необходимость расширения общественного участия.
Службы примирения, или медиации, Минобрнауки предложило организовать во всех школах, в состав их войдут те, кто представит разные стороны процесса: и дети, и родители, и учителя, и медиаторы-психологи, причем на равных основаниях.

Критиковать проще всего

Такие "конфликтные комиссии" в Нижегородской области будут называться службами медиации (посредничество, урегулирование). Они призваны предотвращать и разрешать конфликты. Не пытаются ли тем самым специалисты уйти от ответственности и решения трудных школьных проблем?
Мнения на этот счет педагогов и родителей диаметрально противоположны. Тем, кто сдает детей в школу, как багаж, кому некогда даже приходить на собрания родителей, конечно, хочется, чтобы школа сама все решала. Критиковать учебное заведение с таких позиций довольно просто.
А некоторые педагоги уверены, что вмешиваться в процесс воспитания непрофессионалам не нужно. "Вы не знаете, не понимаете и даже не владеете терминологией". Часто родители слышат: "Вы не понимаете, какие ваши дети в школе. Дома хорошие, а тут, может быть, вруны и хулиганы". Для того, чтобы понимать и знать, примирить и с легким сердцем учить и учиться, и создаются новые структуры.
Сейчас идет подготовка медиаторов, современному способу разрешения споров обучатся педагоги, а затем в ряде образовательных учреждений появятся кураторы школьных служб примирения.

Ника ПЕРОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Комментарий 

Надежда ОТДЕЛКИНА, уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области:

- Если уж мы действительно беспокоимся о душевном состоянии, комфорте детей, соблюдении их прав, то менять действительно что-то нужно. Школьную медиацию, конечно же, нельзя назвать нововведением. В настоящее время в 12 регионах России действуют пилотные проекты по внедрению этой технологии. Конфликты, количество которых год от года не уменьшается, говорят о неумении цивилизованно выходить из ситуаций не только детей и родителей, но и педагогов.
Ко мне, как к уполномоченному, обращаются с такими проблемами, так что самой неоднократно приходилось выступать в роли медиатора. Многие тяжелые ситуации детей оказываются связанными с нарушениями прав детей в образовании, каждое третье не обходит школу стороной. И чаще всего конфликт углубляется, когда ребенок остается один, не защищенный, не выслушанный и не понятый. Сегодня уже недостаточно иметь в школе психолога. Современный ребенок, и с этим ничего не поделаешь, не будет слушать того, кто ему, скажем, просто неинтересен. Не всегда проблемы детей корнями лежат только в семье или только в школе.

 

Ноябрь 2014

Задать вопрос