ГлавнаяНовости → Интервью с Ольгой Голодец

Интервью с Ольгой Голодец

Опубликовано

Интервью с Ольгой Голодец на радио "Эхо Москвы" 28 августа. 


А. ВЕНЕДИКТОВ – 20.33 в Москве. Алексей Венедиктов. В гостях у нас Ольга Юрьевна Голодец, вице-премьер. Есть еще один вопрос, связанный на стыке школы и дошкольных учреждений. Знаете, увеличилось количество похищения детей из государственных детских учреждений. И в июне 2014 года из районной больницы подмосковного Дедовска похищен Матвей Иванов, полтора месяца. Не найден. В августе 2014 года из детсадика в Томске похищена Вика. Вика найдена убитой. Вот безопасность этих учреждений, какие выводы в этом году можно было сделать, что изменилось в этом году… 

О. ГОЛОДЕЦ - У нас уже проведена специальная работа для того, чтобы усилить охрану всех учреждений на территории России. Мы говорили о дошкольных учреждениях, школьных. В школах сегодня система контроля, безопасности находится на более высоком уровне, чем в дошкольных. В больницах такая система фактически отсутствовала. Поскольку не было случаев и у людей не было включенности на возможность такого рода случаев. Мы договорились о целом ряде действий с МВД, кто как охраняет и сейчас довольно быстро во всех регионах разворачивается система охранных мероприятий для учреждений, где находятся дети.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Детские больницы, детские дома, детские сады. И так далее. Такая тема болезненная на самом деле.

О. ГОЛОДЕЦ - Абсолютно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Школа. Давайте поговорим о наполняемости школ, готовность средней школы и ухода выпускников.

О. ГОЛОДЕЦ - Да, в этом году в школу придет почти на 900 тысяч человек больше, чем в прошлом году. Это тоже связано с тем, что у нас растет население. Мы этому рады, приветствуем. Вместе с тем это тоже требует развития всей школьной инфраструктуры. Все школы готовы к учебному году, в этом году была сложность, связанная именно с пунктами временного размещения. Но на сегодняшний день, к сегодняшнему дню уже все решено, то есть все школы готовы, везде проведены необходимые ремонтные работы, дезинфекция и так далее. В этом году у школьников есть несколько новых опций. Прежде всего, многие школы сами решили перейти на единую школьную форму у себя в рамках школы. Я видела образцы такой школьной формы. Выглядит очень симпатично. Школьники гордятся той формой, в которую они одеваются. И многие регионы это приветствуют. Причем мне было приятно, что во многих регионах эту форму шьют здесь же в регионе. И родители довольно быстро могут подогнать форму под ребенка, выбрать материал нужного качества. Выбрать расцветку, проговорить это с фабрикой. Это дало очень серьезный импульс развитию в том числе нашей швейной промышленности. Насколько я понимаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Конечно, если у вас миллион учеников. Миллион заказов. Как минимум. Если не два. Дети растут быстро.

О. ГОЛОДЕЦ - А скоро будет миллион 900. Второе такое нововведение, к которому мы готовимся это сочинение в декабре, по поводу него существует очень много обсуждений, это первая попытка как-то простимулировать то, чтобы ребенок думал и мог свободно, хорошо излагать свои мысли. Введение сочинения оно было продиктовано общественностью. Было очень много обсуждений на эту тему. В этом году в декабре будет пилотное сочинение. По результатам которого ребенок сможет получить зачет и не зачет. Но я надеюсь, что это будет таким интересным испытанием, которое не будет эшафотом, голгофой для наших детей. А который будет приятным, захватывающим, может быть, дети действительно проявят себя с самой лучшей стороны, я считаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я посмотрел эти пять направлений, которые были объявлены к сочинению. Одно по Лермонтову, а 4 как у нас говорили свободные темы. Там литература не очень, там рассуждения на тему поколений, но для этого необязательно читать Толстого, Достоевского, Симонова или Солженицына.

О. ГОЛОДЕЦ - Это такой спор…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я знаю, что Наталья Дмитриевна Солженицына это предложила.

О. ГОЛОДЕЦ - Этот спор существует. И я знаю, что существует много позиций именно среди педагогов, что для ребенка сегодня актуальнее понимать устройство мира и иметь свою позицию на разные темы, которые сегодня волнуют общество, нежели хорошо излагать образ Катерины в «Грозе», непонятно, пригодится это ему в будущем или нет. Но позиции разные, поэтому и сочинения будут тоже разными. Можно показать свое знание литературы, а можно показать свое понимание устройства мира, свою уверенность, потому что именно уверенность в сегодняшнем дне это то, что даст ребенку возможность жить, работать и быть успешным в будущем. Может быть, это для каждого ребенка важнее, чем литература. Хотя это спорно и поэтому существует несколько опций. Следующая тема это по ЕГЭ. В этом году в пилотном режиме для тех регионов, которые захотят участвовать в этом пилоте впервые будет предложена возможность выбора по математике ЕГЭ по разным уровням. То есть, есть дети, которые сегодня изучают математику в объеме средней школы базового уровня. А есть те, которые претендуют на повышенный уровень сложности. И это те, для кого математика в дальнейшем будет профильным предметом. Разделение и предмета самого по разным уровня ЕГЭ как экзамена даст возможность сэкономить силы, время ребенка, высвободить его энергию на те предметы, которые ему интересны, на реализацию его индивидуальных склонностей, способностей. Для того чтобы ребенок мог рационально, вот у нас дети бывает, что они уже просто не живые из-за перегрузки, которую мы им даем. Но надо очень трезво оценивать, что ребенку необходимо, что ему интересно и пытаться освобождать его от может быть каких-то излишних сложностей для того, чтобы у него было время заниматься тем, что ему интересно…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Что для него профильно.

О. ГОЛОДЕЦ - И что будет наверное предметом его жизни. Но вместе с тем не забывать, что у ребенка могут меняться и настроения, и желания и оставлять ему возможность этого перехода.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ольга Юрьевна, нас возвращают к вопросу детсадов. Из Свердловска Ольга пишет: 5 миллионов детей не имеют мест в муниципальном детсаду. Это что за цифры?

О. ГОЛОДЕЦ - Такого не может быть. Давайте мы уточним, по этому вопросу мы разберемся.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Понятно. Я опять по детям. Усыновление. Болезненный вопрос уже несколько лет для нашего общества. С разными взглядами на эту проблему. Какова сейчас ситуация с сиротами и с проблемами усыновления. С учетом законодательства.

О. ГОЛОДЕЦ - Да, с 1 января 2013 года, когда был принят целый пакет законов, стимулирующих принятие в семью детей из сиротских заведений, у нас ситуация серьезно изменилась. Мы отталкивались от цифры в 118 тысяч сирот, сегодня мы…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Находящихся…

О. ГОЛОДЕЦ - В этих учреждениях. Подлежащих усыновлению или передачи в приемные семьи. Мы перешагнули этой весной отметку сто тысяч, это огромное для нас достижение. То есть сегодня у нас сирот 99 тысяч. И мы будем рассматривать результаты нашей работы к концу года, я думаю, что цифра будет еще более оптимистичная. Вы знаете, очень помогла сама дискуссия. Люди стали задумываться об этой теме. Переламывается и равнодушие и отношение к таким семьям. Потому что не скрою, что не все семьи находятся в комфорте с точки зрения отношения с соседями, в школе, и бывает иногда такое пренебрежение к семьям, мало того, что у них своих трое, они еще двоих взяли. Пытаются людей заподозрить в какой-то корысти. В какой-то недобросовестности. Я очень часто встречаюсь с такими семьями в регионах. Как правило, это очень добрые отзывчивые люди, которые мотивированы только своим движением души. И они являются серьезным таким хорошим образцом для всех.

А. ВЕНЕДИКТОВ – В этой связи одна из важных проблем это возвращение детей. Мы говорили где-то год назад, как сейчас с этим?

О. ГОЛОДЕЦ - У нас статистика сокращается по возвращению детей. Но она пока остается довольно высокой. Мы надеемся, что та мера, которая была предпринята, это то, что сегодня каждый человек, который задумался об усыновлении ребенка или о том, что он берет в свою семью под опеку малыша, он должен обязательно пройти школу приемных родителей. В которой ему заранее расскажут обо всех сложностях, трудностях. И специалисты школы дальше сопровождают эту семью. Сегодня те возвращения, которые мы имеем, они относятся к предыдущему периоду, когда такой практики не существовало. Мы видим, что у тех семей, которые уже включены в систему, у них возвращений практически нет. Прошлые семьи, которые не были охвачены этой историей, историей сопровождения они часто оказываются не готовы к таким иногда психологическим сложностям…

А. ВЕНЕДИКТОВ – А как их наблюдают, ведут. Потому что конечно для ребенка попасть в семью к родителям и потом эти же родители от него отказываются через незначительное время, это может быть большая травма, чем не попасть.

О. ГОЛОДЕЦ - Просто существует консультант, как правило, это индивидуальный консультант.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Всегда закреплен за подобным…

О. ГОЛОДЕЦ - За семьей. Он помогает, он говорит, очень часто у ребенка в семье обнаруживаются те заболевания или особенности, с которыми раньше не сталкивались. Очень серьезно помогает сама группа родителей. Такие ассоциации существуют, они создают группы, помогают друг другу. Я тоже часто общалась, в том числе с ними и они очень помогают друг другу решать конкретные эпизоды, которые бывают очень важны для семьи. И это помогает нашим семьям.

А. ВЕНЕДИКТОВ – И в конце нашей передачи, у нас еще 13 минут я не могу не затронуть вопрос о замораживании, размораживании, о пенсионных фондах. Какова ситуация на сегодняшний день и в чем проблема с вашей точки зрения?

О. ГОЛОДЕЦ - Проблема она существует давно, и она обозначена была в прошлом году. Она была проартикулирована. Это то, что нам необходима серьезная система гарантирования тех вкладов, которые сегодня осуществляются в рамках обязательной и добровольной накопительной системы. Сегодня…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Мои 25-летние сотрудники стали говорить, что в результате этой дискуссии последних месяцев они задумались о пенсии.

О. ГОЛОДЕЦ - Это хорошо. Это полезно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Поэтому чуть подробнее.

О. ГОЛОДЕЦ - Задуматься о будущем это полезно. У нас существует, вот когда говорят сейчас о накопительной пенсии, путают две истории. У нас есть пенсии добровольные накопительные, которые создаются лично работником, корпорациями совместно с работниками и в этой системе участвуют более 5 миллионов человек. Эта система нуждается в своем развитии. На сегодняшний день нами подготовлен целый пакет документов, который будет стимулировать, как мы надеемся, развитие этой системы. Например, сегодня негосударственную пенсию нужно поставить в один ряд с государственной с точки зрения налогообложения. Вот когда вы получаете негосударственную пенсию, с вас возьмут налог, а если вы получаете государственную, то налога не будет. У нас подготовлен проект закона, который уравняет в правах получателей негосударственной и государственной пенсии.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Безналом.

О. ГОЛОДЕЦ - Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ – А то уравнять в правах можно и с налогом.

О. ГОЛОДЕЦ - Нет, как раз сделают льготное налогообложение для негосударственных пенсий. Для нас очень важно развитие негосударственных пенсий, здесь есть получатель, есть условия договора и здесь все условия понятны и эта система работает стабильно и развивается. Под вопросом система, которая находится в рамках обязательного страхования. Бытует такое заблуждение, что это плюс. Это не плюс, это вместо.

А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть.

О. ГОЛОДЕЦ - И когда мы принимаем решение о накопительной системе, надо понимать, что вот есть 26%, которые уплачиваются за каждого работника, 22 уплачивает сегодня работодатель, 4 доплачивает государство. И на них формируется пенсия государственная. Когда мы говорим о 6% накопительной, это значит, что на такую сумму не формируются права в страховой. То есть те люди, которые говорят о накопительной, они должны понимать, что их пенсия страховая будет существенно меньше. Дальше мы смотрим, может ли сегодня страховая пенсия и накопительная уравняться в своей эффективности. У нас сегодня больше 3 миллиона человек получают так называемую обязательную накопительную, и они получают пенсию меньше, нежели те люди, которые получают чисто страховые взносы. Именно поэтому встает вопрос о низкой эффективности работы системы. И о необходимости ее развития. Обсуждаются два подхода в ее развитии, и я надеюсь, что к сентябрю мы завершим с коллегами обсуждение и предложим самый оптимальный с точки зрения человека путь решения этой проблемы.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ну а почему тогда такие яростные баталии вплоть до ухода замминистра. Это значит проблема болезненная, серьезная. Это же не пустяк.

О. ГОЛОДЕЦ - Понимаете, в этой ситуации есть явные проигравшие. Это негосударственные пенсионные фонды, которые в течение длительного времени получают бесплатные деньги граждан. И это 270 млрд. в год. Эта система не может не волновать, прежде всего, финансовые институты. Когда мы говорим о такой проблеме, конечно, она сегодня звучит очень остро.

А. ВЕНЕДИКТОВ – А если говорить о том, как это воспринимают люди, что бы вы им сказали. Конфискуют. Это конфисковали деньги, еще которые я доложил не только то, что предприятия, а я доложил. Вот что здесь.

О. ГОЛОДЕЦ - Нет, развитие системы добровольного страхования было, есть и будет. Поэтому эта программа, финансирование, о которой вы говорите, она не дебатируется, она будет поддерживаться. А та программа, которая сегодня существует в обязательном страховании имеет изъяны с точки зрения каждого человека, мы должны сделать все, чтобы человек получал максимальную сумму от тех взносов, которые платит за него работодатель. Мне кажется это такая очевидная позиция. 

Сентябрь 2014

Задать вопрос