ГлавнаяНовости → Правоохранительные органы и гражданское общество: пути и методы эффективного взаимодействия

Правоохранительные органы и гражданское общество: пути и методы эффективного взаимодействия

Опубликовано

20 ноября 2012 года - г. Санкт-Петербург

По инициативе Следственного комитета России и уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге состоялся «круглый стол» на тему: «Правоохранительные органы и гражданское общество: пути и методы эффективного взаимодействия».

В мероприятии приняли участие уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, помощник уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, руководители правоохранительных органов региона, представители общественных и правозащитных организаций (правозащитный совет Санкт-Петербурга, общественная наблюдательная комиссия в Санкт-Петербурге, общественная благотворительная организация «Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста», правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга», правозащитная организация «Гражданский контроль» и другие).

Заседание открыл руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Владимир Маркин, который отметил в своем докладе, что основная цель взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества – это укрепление доверия. «Ведь именно доверие определяет эффективность правоохранительной деятельности, и Следственный комитет России делает все, чтобы такое доверие укреплялось», - подчеркнул Маркин.

В докладе прозвучал ряд инициатив Следственного комитета России, направленных на решение задач эффективного взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Была отмечена необходимость в системной работе по обеспечению правопорядка и предупреждению преступлений по месту жительства, комплексное нормативно-правовое, организационное и ресурсное обеспечение. На законодательном уровне для активного участия граждан в обеспечении правопорядка предложено установить меры государственного контроля и надзора за деятельностью общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе в целях воспрепятствования под видом подобных объединений деятельности криминальных структур; правовые и социальные гарантии гражданам участвующим в обеспечении правопорядка; полномочия членов общественных формирований.

Отмечена также целесообразность выделения и регламентации с учетом современных реалий деятельности основных групп общественных объединений и граждан, участвующих в выполнении правоохранительных функций.

Был вынесен на обсуждение вопрос об установлении административной ответственности за неповиновение законному распоряжению (требованию) члена государственно-общественного объединения по обеспечению правопорядка, внештатного сотрудника правоохранительного органа, внеся соответствующие дополнения в ст. 19.3 КоАП РФ, и уголовной ответственности за посягательство на жизнь таких лиц, угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением ими деятельности по охране общественного порядка. Как одно из важнейших направлений деятельности Следственного комитета России была отмечена работа с обращениями граждан. «Обратная» связь с населением является ключевой составляющей реализации конституционных прав жителей страны», - сообщил Владимир Маркин. «Для этого в каждом субъекте Российской Федерации организована работа общественной приемной Председателя Следственного комитета Российской Федерации, куда может обратиться любой гражданин.

Введены «телефоны доверия», действует Интернет-приемная Следственного комитета. Большое внимание на «круглом столе» было уделено задачам по защите прав и законных интересов детей. Владимир Маркин подчеркнул, что в Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента 1 июня 2012 года, реализованы многие предложения Следственного комитета, в том числе о создании некоммерческого партнерства «Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям». Мониторинговый центр необходим для объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

На слушаниях в Общественной палате, состоявшихся 25 октября 2012 года, на тему «Защита и помощь детям – жертвам преступлений» представлен прототип такого центра, созданный на базе специального проекта по защите детей от похищений и противоправной эксплуатации «Не допусти». В рамках проекта ведется единая база данных пропавших детей, прием сообщений о пропавших детях, осуществляется оперативное распространение информации о факте пропажи ребенка через средства массовой информации. Был вынесен на обсуждение вопрос создания подобных центров в целях координации волонтерской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации - как наиболее оптимальных форм сотрудничества следственных органов Следственного комитета с общественными и волонтерскими организациями в деле защиты детей от похищений и противоправной эксплуатации. Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вынесен на обсуждение вопрос об установлении уголовной ответственности за незаконное распространение продукции, содержащей информацию, побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью или самоубийству, если это повлекло по неосторожности совершение ребенком указанных действий.

«В этом вопросе нам также необходима действенная помощь общественных и правозащитных организаций для выявления подобной информации, негативно влияющей на психику детей, и оперативного пресечения её распространения», - подчеркнул Владимир Маркин. Проведенный Следственным комитетом анализ показал, что до настоящего времени не налажено должное взаимодействие с общественными организациями по выявлению насилия в отношении несовершеннолетних или запущенных форм различных заболеваний детей. На практике это приводит к тому, что к работе с неблагополучной семьей не привлекаются все полномочные органы, не задействуется весь государственный потенциал для защиты прав ребенка.

Кроме того, в отличие от зарубежных государств в Российской Федерации сокрытие, несообщение в правоохранительные органы сведений о случаях насилия в отношении детей не всегда влечет за собой ответственность. В связи с этим Следственным комитетом предлагается дополнить статью 316 Уголовного кодекса Российской Федерации (укрывательство преступления) нормами, устанавливающими уголовную ответственность за укрывательство совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений средней тяжести и тяжких и ужесточающими наказание за укрывательство особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних. Нуждается в проработке и вопрос об установлении уголовной ответственности за непредоставление, а равно предоставление в неполном объеме или искаженном виде должностным лицом органа и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в уполномоченный государственный орган (должностному лицу) информации о случаях совершения физического или психического насилия, сексуальной и иной эксплуатации несовершеннолетнего, а также о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. На «круглом столе» обсуждалась и проблемы изъятия детей из семей. Владимир Маркин отметил, что на практике детей часто забирают из семей без достаточных на то оснований, часто перестраховки ради, или, наоборот, оставляют в семьях, где они подвержены высокому риску причинения им вреда, без надлежащей защиты. В сложившейся ситуации представляется закономерным обратиться к институту социально-психологического сопровождения семьи и механизмам поддержки семей с детьми. В этой связи прозвучала инициатива создание «службы семьи», которая бы постоянно мониторила неблагополучные семьи и предупреждала, а не констатировала факты причинения вреда ребенку. Касаясь путей решения этого сложного вопроса, Владимир Маркин также отметил, что Следственный комитет не остается в стороне от воспитания подрастающего поколения. В кадетском училище Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского, образованном в июле 2012 года на базе Кадетской школы-интерната, будут обучаться свыше пятисот детей из числа детей-сирот, из неполных и малообеспеченных семей, дети сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга. «Внимание и уважение к людям, честность и принципиальность, инициативность и настойчивость – вот те параметры, которые будут заложены нашим воспитанникам», - сказал Маркин.

Одной из наиболее активно обсуждаемых на заседании стала тема защиты детей от преступных посягательств. Уполномоченный по правам детей Санкт-Петербурга поблагодарила Председателя Следственного комитета России за активную позицию при защите прав детей, в том числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также были затронуты проблемы нарушения прав лиц, подлежащих призыву на военную службу, проблемы доверия между правоохранительными органами и институтами гражданского общества, привлечения граждан к решению проблем борьбы с преступлениями, совершенными мигрантами, общественного контроля за содержанием лиц в местах лишения свободы и многие другие. По результатам заседания «круглого стола» будут обобщены все инициативы и предложения, определены основные направления дальнейшей деятельности.

 
Источник: http://sledcom.ru
 

Декабрь 2012

Задать вопрос